понедельник, 9 июля 2012 г.

До и после «Марии Целесты»


Загадочная трагедия бригантины «Мария Целеста», о которой я писал в этом дневнике, была, на самом деле, не первым и не последним морским происшествием такого рода. Даже не заглядывая вглубь истории мореплавания, можно найти десятки необъяснимых случаев исчезновения или гибели экипажей технически исправных судов. «Летучие голландцы» с пугающим постоянством появляются на просторах мирового океана.

В июле 1850 года жители американского городка Инстонс-Бич с удивлением увидели судно, на всех парусах идущее к берегу. Корабль остановился, только когда пропахал килем прибрежное мелководье. Поднявшиеся на борт люди нашли кипящий на плите кофе, стол, сервированный к обеду и дрожащую от ужаса собаку в углу одной из кают. Ни одного моряка на корабле не было. Навигационные инструменты, карты, судовые документы оказались в полном порядке. Последняя запись в журнале была сделана не позднее чем за двадцать минут до причаливания к берегу.

В сентябре 1894 года немецкий пароход «Пиккубен» обнаружил в Индийском океане трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На главной мачте барка развивался сигнал бедствия. Германские моряки, поднявшись на борт корабля, нашли трупы тридцати восьми членов экипажа и капитана, потерявшего рассудок.

В январе 1921 года происшествие с пятимачтовой шхуной «Керрол Диринг» живо напомнило миру печально известную «Марию Целесту». Шхуна села на мель недалеко от маяка Гаттерас. Паруса судна были убраны, спасательные шлюпки отсутствовали. Береговая команда не нашла на корабле ни одного моряка, при этом личные вещи матросов и запасы провизии остались нетронутыми. Исчезли вахтенный журнал, хронометр и секстанты. Большой компас оказался разбитым, рулевое управление вышло из строя. Судьба экипажа неизвестна до сих пор.

В феврале 1953 года английское судно «Рэни» в двухстах милях от Никобарских островов наткнулось на небольшой теплоход «Холчу». Теплоход был полностью на плаву, хотя и выглядел потрёпанным стихией. Спасательные шлюпки были на своих местах, англичане нашли в бункерах корабля  достаточные запасы топлива и питьевой воды. «Холчу» перевозил партию риса, так что и голод экипажу не грозил. Тем не менее, пароход был оставлен матросами по неизвестной и сегодня причине.

Но причины были наверняка, их просто не могло не быть. Неожиданный шквал, смерч, пищевое отравление, бунт или серьёзные, до поножовщины, трения между моряками. Есть ещё одна вероятная причина – грозный голос моря. Надо разобраться. К этой теме я, пожалуй, ещё вернусь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий