Блестящий морской офицер
А. Ф. Можайский заинтересовался летательными аппаратами в 1856 году в Японии.
Он наблюдал полёты японских воздушных змеев и задался вопросом, нельзя ли на их
основе построить конструкцию, поднимающую в воздух человека. Задача заняла
Можайского настолько, что до конца жизни он самым серьёзным образом стремился
её разрешить.
Надо сказать, что в те годы теории полёта просто не существовало. Необходимые знания добывались Можайским самостоятельно из многочисленных опытов и экспериментов. Александр Фёдорович изучал крылья птиц, условия, необходимые для полёта, впервые установил зависимость между подъёмной силой крыла, его площадью и углом атаки. Формула Можайского не потеряла своего значения до сих пор.
Можайский построил
несколько больших воздушных змеев и сам их испытывал. Фактически русский офицер
первым в Европе полетел на аппарате тяжелее воздуха. Но это был ещё не самолёт.
В 1876 году Можайский неоднократно демонстрировал большую летающую модель
самолёта. Аппарат самостоятельно взлетал с помощью пружинного двигателя и мог
нести груз до одного килограмма. До исполнения заветной мечты оставался один
шаг.
В 1880 году Можайский
разработал проект самолёта с паровым двигателем и первым в мире получил на него
патент. Сам аппарат был готов в 1882 году. С 1882 по 1885 годы исследователь
неоднократно проводил опыты со своим «воздухолетательным снарядом». «Снаряд» нёс
в себе все признаки современного самолёта – корпус, крылья, винтомоторную
установку, хвостовое оперение, рули высоты и направления, шасси. Единственное
существенное отличие – паровой двигатель.
Можайский понимал, что
для его аппарата больше подойдёт более лёгкий и мощный бензиновый двигатель. Но
такие силовые агрегаты были в то время весьма несовершенны, а паровые установки
переживали пик своего развития. Пришлось остановить выбор именно на паровом
двигателе. Можайский сам участвовал в конструировании мотора, пытаясь сделать
его максимально лёгким и мощным. Достичь этого в полной мере, увы, не удалось.
Тем не менее, одна из
попыток поднять аппарат в воздух оказалась успешной. В 1884 году, скатясь по
наклонной плоскости при работающих на полную мощность двигателях, самолёт
достиг взлётной скорости и оторвался от земли. Полёт выглядел скромно – аппарат
едва оторвался от аэродрома и на высоте полутора метров преодолел несколько
десятков метров над лётным полем. Когда скорость упала, самолёт приземлился,
завалившись на крыло. И тем не менее, это был первый в мире полёт человека на
самолёте, совершённый на два десятилетия раньше американцев Райт.
Остаётся только сожалеть,
что А. Ф. Можайский несколько опередил время и не мог применить в своей
конструкции более перспективные двигатели внутреннего сгорания. С ними самолёт
вполне можно было довести до ума и начать регулярные полёты намного раньше всех
остальных изобретателей. Но, увы, историю не перепишешь! По-настоящему самолёт
Можайского так и не полетел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий