четверг, 16 августа 2012 г.

Почему не полетел самолёт Можайского?


Блестящий морской офицер А. Ф. Можайский заинтересовался летательными аппаратами в 1856 году в Японии. Он наблюдал полёты японских воздушных змеев и задался вопросом, нельзя ли на их основе построить конструкцию, поднимающую в воздух человека. Задача заняла Можайского настолько, что до конца жизни он самым серьёзным образом стремился её разрешить.

Надо сказать, что в те годы теории полёта просто не существовало. Необходимые знания добывались Можайским самостоятельно из многочисленных опытов и экспериментов. Александр Фёдорович изучал крылья птиц, условия, необходимые для полёта, впервые установил зависимость между подъёмной силой крыла, его площадью и углом атаки. Формула Можайского не потеряла своего значения до сих пор.

Можайский построил несколько больших воздушных змеев и сам их испытывал. Фактически русский офицер первым в Европе полетел на аппарате тяжелее воздуха. Но это был ещё не самолёт. В 1876 году Можайский неоднократно демонстрировал большую летающую модель самолёта. Аппарат самостоятельно взлетал с помощью пружинного двигателя и мог нести груз до одного килограмма. До исполнения заветной мечты оставался один шаг.

В 1880 году Можайский разработал проект самолёта с паровым двигателем и первым в мире получил на него патент. Сам аппарат был готов в 1882 году. С 1882 по 1885 годы исследователь неоднократно проводил опыты со своим «воздухолетательным снарядом». «Снаряд» нёс в себе все признаки современного самолёта – корпус, крылья, винтомоторную установку, хвостовое оперение, рули высоты и направления, шасси. Единственное существенное отличие – паровой двигатель.

Можайский понимал, что для его аппарата больше подойдёт более лёгкий и мощный бензиновый двигатель. Но такие силовые агрегаты были в то время весьма несовершенны, а паровые установки переживали пик своего развития. Пришлось остановить выбор именно на паровом двигателе. Можайский сам участвовал в конструировании мотора, пытаясь сделать его максимально лёгким и мощным. Достичь этого в полной мере, увы, не удалось.

Тем не менее, одна из попыток поднять аппарат в воздух оказалась успешной. В 1884 году, скатясь по наклонной плоскости при работающих на полную мощность двигателях, самолёт достиг взлётной скорости и оторвался от земли. Полёт выглядел скромно – аппарат едва оторвался от аэродрома и на высоте полутора метров преодолел несколько десятков метров над лётным полем. Когда скорость упала, самолёт приземлился, завалившись на крыло. И тем не менее, это был первый в мире полёт человека на самолёте, совершённый на два десятилетия раньше американцев Райт.

Остаётся только сожалеть, что А. Ф. Можайский несколько опередил время и не мог применить в своей конструкции более перспективные двигатели внутреннего сгорания. С ними самолёт вполне можно было довести до ума и начать регулярные полёты намного раньше всех остальных изобретателей. Но, увы, историю не перепишешь! По-настоящему самолёт Можайского так и не полетел. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий