
В начале 1812 года Леппих
предложил императору Наполеону построить летучий корабль, способный нести
экипаж в десятки человек и сбрасывать на головы врага разрушительные бомбы. По
словам изобретателя, воздушный шар должен был свободно перемещаться в пространстве,
в том числе и против ветра, с большой скоростью на недосягаемой для ружейного
огня высоте. Боевой корабль, по убеждению Леппиха, мог в одиночку уничтожать
целые армии, а уж если их построить пару десятков…
Тут бы и возликовать
Наполеону и выделить механику всё необходимое для постройки чудесного
воздушного шара. Но император отреагировал на проект Леппиха крайне холодно. Он
попросту велел гнать прожектёра со двора. Да, к тому времени воздушные шары уже
летали по миру, но не могли поднимать большого груза. И против ветра ни один
шар не летал, покорно подчиняясь стихии. Наполеон всё это прекрасно знал и не
собирался тратить деньги на фантазии изобретателя.
Леппих не сдавался. Не
найдя понимания у французов, он тайными тропами пробирается в Россию, где
повторяет своё предложение, го уже в адрес Александра Первого. Трудно сказать,
чем руководствовались высшие чины империи, но было решено дать изобретателю
шанс. В конце концов, воздушные шары уже летали по миру, правда совсем не
боевые. Но вдруг у Леппиха получится? Тем более, что механик клялся за три
месяца собрать несколько десятков боевых аэростатов.
Мастерскую оборудовали
недалеко от Москвы. Были закуплены все необходимые материалы и работа закипела.
Рабочие трудились по 17 часов в сутки, сам Леппих, казалось, и вовсе не спал.
Сшивалась оболочка, строились каркас и гондола, особо тщательно готовились
вёсла-крылья, которые и должны были двигать воздушное судно. Летучий водород
готовились получать, опуская железо в ёмкости с кислотой. По мнению современных
инженеров, конструкция должна была получиться немаленькая – почти 60 метров в
длину.
Правда, даже в случае
удачи, аэростат Леппиха мог поднять максимум трёх аэронавтов. Объём гондолы и
тяжесть конструкции большего не позволяли. Изобретатель явно приврал об экипаже
в полсотни человек, надеясь солидностью проекта привлечь к нему внимание
властей. Неубедительной выглядит и идея управлять кораблём с помощью вёсел
силой гребцов. Но тут мастер мог и добросовестно заблуждаться, поскольку опыта
построения управляемых аэростатов не было ни у него, ни у других изобретателей.
Русские с нетерпением
ждали от Леппиха боевую летательную машину. Но к началу войны с Наполеоном она
не была готова. Не успел Леппих и к Бородинскому сражению. Мастерскую
эвакуировали сначала в Нижний Новгород, затем под Санкт-Петербург. Нельзя
сказать, что идея с постройкой аэростата оказалась полностью проваленной.
Изобретатель построил несколько малых шаров, которые летали на привязи. В Ораниенбауме
Леппих построил и большой аэростат. Тот поднимался на высоту 10-15 метров, но
самостоятельно перемещаться не мог.
Выполнить свои обещания
Леппих не сумел. Оболочка аэростата оказалась негерметичной и пропускала газ.
Гондола из дерева и металла была слишком тяжела. Идея передвигать воздушный
корабль вёслами вообще не выдерживает критики. Но стоит вспомнить, что Леппих первым
в мире попытался построить то, что сегодня называют дирижаблем полужёсткой
конструкции. Более того, он сумел поднять его в воздух и сделал это в России.
Уже за это стоит помянуть Франца Леппиха добрым словом.
А с Наполеоном Россия и
без боевых дирижаблей справилась.
Комментариев нет:
Отправить комментарий