вторник, 4 сентября 2012 г.

Боевой дирижабль против Наполеона


Франц Леппих слыл умелым изобретателем. Выходец из крестьянской семьи, Франц в юности освоил ремесло механика и удивлял окружающих своими необычными техническими фантазиями. Одно время Леппих увлекался созданием новых музыкальных инструментов, но вскоре его заинтересовали более серьёзные проекты.

В начале 1812 года Леппих предложил императору Наполеону построить летучий корабль, способный нести экипаж в десятки человек и сбрасывать на головы врага разрушительные бомбы. По словам изобретателя, воздушный шар должен был свободно перемещаться в пространстве, в том числе и против ветра, с большой скоростью на недосягаемой для ружейного огня высоте. Боевой корабль, по убеждению Леппиха, мог в одиночку уничтожать целые армии, а уж если их построить пару десятков…

Тут бы и возликовать Наполеону и выделить механику всё необходимое для постройки чудесного воздушного шара. Но император отреагировал на проект Леппиха крайне холодно. Он попросту велел гнать прожектёра со двора. Да, к тому времени воздушные шары уже летали по миру, но не могли поднимать большого груза. И против ветра ни один шар не летал, покорно подчиняясь стихии. Наполеон всё это прекрасно знал и не собирался тратить деньги на фантазии изобретателя.

Леппих не сдавался. Не найдя понимания у французов, он тайными тропами пробирается в Россию, где повторяет своё предложение, го уже в адрес Александра Первого. Трудно сказать, чем руководствовались высшие чины империи, но было решено дать изобретателю шанс. В конце концов, воздушные шары уже летали по миру, правда совсем не боевые. Но вдруг у Леппиха получится? Тем более, что механик клялся за три месяца собрать несколько десятков боевых аэростатов.

Мастерскую оборудовали недалеко от Москвы. Были закуплены все необходимые материалы и работа закипела. Рабочие трудились по 17 часов в сутки, сам Леппих, казалось, и вовсе не спал. Сшивалась оболочка, строились каркас и гондола, особо тщательно готовились вёсла-крылья, которые и должны были двигать воздушное судно. Летучий водород готовились получать, опуская железо в ёмкости с кислотой. По мнению современных инженеров, конструкция должна была получиться немаленькая – почти 60 метров в длину.

Правда, даже в случае удачи, аэростат Леппиха мог поднять максимум трёх аэронавтов. Объём гондолы и тяжесть конструкции большего не позволяли. Изобретатель явно приврал об экипаже в полсотни человек, надеясь солидностью проекта привлечь к нему внимание властей. Неубедительной выглядит и идея управлять кораблём с помощью вёсел силой гребцов. Но тут мастер мог и добросовестно заблуждаться, поскольку опыта построения управляемых аэростатов не было ни у него, ни у других изобретателей.

Русские с нетерпением ждали от Леппиха боевую летательную машину. Но к началу войны с Наполеоном она не была готова. Не успел Леппих и к Бородинскому сражению. Мастерскую эвакуировали сначала в Нижний Новгород, затем под Санкт-Петербург. Нельзя сказать, что идея с постройкой аэростата оказалась полностью проваленной. Изобретатель построил несколько малых шаров, которые летали на привязи. В Ораниенбауме Леппих построил и большой аэростат. Тот поднимался на высоту 10-15 метров, но самостоятельно перемещаться не мог.

Выполнить свои обещания Леппих не сумел. Оболочка аэростата оказалась негерметичной и пропускала газ. Гондола из дерева и металла была слишком тяжела. Идея передвигать воздушный корабль вёслами вообще не выдерживает критики. Но стоит вспомнить, что Леппих первым в мире попытался построить то, что сегодня называют дирижаблем полужёсткой конструкции. Более того, он сумел поднять его в воздух и сделал это в России. Уже за это стоит помянуть Франца Леппиха добрым словом.

А с Наполеоном Россия и без боевых дирижаблей справилась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий