
Вряд ли остался ли хоть один человек в этой стране, не
летавший по воздуху на больших «железных» птицах. Красивые, сильные, стремительные
самолёты – настоящее чудо человеческого гения. Причём, достаточно безопасное
чудо, намного безопаснее более привычного автомобиля. Но, почему-то, в машину
мы садимся совершенно спокойно, а в самолёте почти у всех сердце как-то замирает.
Всё-таки немного страшновато…
На самом деле страшновато было всегда, с самых первых
полётов. Это можно понять – человек не птица и в воздухе чувствует себя, по
меньшей мере, непривычно. А на заре авиации и сама техника нередко подводила, и
приёмы пилотирования не были отработаны, потому неприятности случались слишком
часто. Авария произошла и с самолётом талантливого испанского конструктора
Хуана де ла Сиерва. Молодой, двадцатичетырёхлетний инженер в 1919 году построил
по своему проекту бомбардировщик и приступил к его лётным испытаниям.

Можно себе представить волнение начинающего конструктора,
наблюдавшего, как созданный по его проекту самолёт разбегается и взлетает в
воздух. Но биплан, едва оторвавшись от земли, потерял скорость и рухнул на лётное
поле. И хотя конструктора никто не
винил, Сиерва был потрясён. К счастью, у него не опустились руки. Конструктор
вновь приступил к работе. Хуана захватила смелая мысль построить совсем иной аппарат,
более безопасный, чем самолёт.
И он это сделал. Главное новшество было в том, чтобы отказаться
от крыла и заменить его на несущий винт.
Сиерва знал, что машина такой конструкции сможет безопасно летать на малых
скоростях. Идея, надо сказать, достаточно старая. Первый известный вариант «винтокрыла»
найден в работах Леонардо да Винчи за 1475 год. А великий М. Ломоносов, не зная
трудов да Винчи, в 1754 году предложил действующую модель летательного аппарата
с несущим винтом. Так что Хуану де ла Сиерва было на что опереться. Заслуга талантливого
инженера в том, что он идею превратил в реальность.

Удача пришла не сразу. Только четвёртый вариант автожира
(так стала называться новая конструкция) в 1922 году уверенно поднялся в
воздух. Это был великий день! Автожир легко взлетал и садился почти
вертикально. Потеря скорости в воздухе ему была не страшна. Окрылённый успехом,
Сиерва продолжил работу. Его новые машины становились всё более совершенными. В
1928 году Сиерва на аппарате собственной разработки пересёк Ла-Манш, а в 1930
совершил перелёт Англия – Испания. Достоинства новой техники были столь
неоспоримы, что автожирам нашлось место в армиях нескольких европейских стран.

Идея стала быстро развиваться. За несколько десятилетий
маленький, лёгкий автожир превратился в современный вертолёт. Во всём мире
огромное количество разнообразных вертолётов-геликоптеров работают не щадя
винтов своих. Без этих машин невозможно себе представить современное небо. И
безопасность полёта, более высокую, чем у своих крылатых собратьев, вертолёт
сохранил и преумножил. Вертикальный взлёт, полёт на нулевой скорости, уверенная
посадка на пятачок земли даже с неработающими двигателями. Заветная мечта Хуана
де ла Сиервы стала привычной повседневностью.
Великий изобретатель прожил недолго. В 1936 году, в возрасте
41 года он разбился на автожире, совершая перелёт Лондон – Амстердам. По-правде
говоря, и современные вертолёты не всегда удачно приземляются. Возможно, пора
изобрести что-то новое?
Комментариев нет:
Отправить комментарий