воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Автожир – предок вертолёта


Вряд ли остался ли хоть один человек в этой стране, не летавший по воздуху на больших «железных» птицах. Красивые, сильные, стремительные самолёты – настоящее чудо человеческого гения. Причём, достаточно безопасное чудо, намного безопаснее более привычного автомобиля. Но, почему-то, в машину мы садимся совершенно спокойно, а в самолёте почти у всех сердце как-то замирает. Всё-таки немного страшновато…

 На самом деле страшновато было всегда, с самых первых полётов. Это можно понять – человек не птица и в воздухе чувствует себя, по меньшей мере, непривычно. А на заре авиации и сама техника нередко подводила, и приёмы пилотирования не были отработаны, потому неприятности случались слишком часто. Авария произошла и с самолётом талантливого испанского конструктора Хуана де ла Сиерва. Молодой, двадцатичетырёхлетний инженер в 1919 году построил по своему проекту бомбардировщик и приступил к его лётным испытаниям.

Можно себе представить волнение начинающего конструктора, наблюдавшего, как созданный по его проекту самолёт разбегается и взлетает в воздух. Но биплан, едва оторвавшись от земли, потерял скорость и рухнул на лётное поле. И хотя  конструктора никто не винил, Сиерва был потрясён. К счастью, у него не опустились руки. Конструктор вновь приступил к работе. Хуана захватила смелая мысль построить совсем иной аппарат, более безопасный, чем самолёт.

И он это сделал. Главное новшество было в том, чтобы отказаться от крыла и заменить его  на несущий винт. Сиерва знал, что машина такой конструкции сможет безопасно летать на малых скоростях. Идея, надо сказать, достаточно старая. Первый известный вариант «винтокрыла» найден в работах Леонардо да Винчи за 1475 год. А великий М. Ломоносов, не зная трудов да Винчи, в 1754 году предложил действующую модель летательного аппарата с несущим винтом. Так что Хуану де ла Сиерва было на что опереться. Заслуга талантливого инженера в том, что он идею превратил в реальность.

Удача пришла не сразу. Только четвёртый вариант автожира (так стала называться новая конструкция) в 1922 году уверенно поднялся в воздух. Это был великий день! Автожир легко взлетал и садился почти вертикально. Потеря скорости в воздухе ему была не страшна. Окрылённый успехом, Сиерва продолжил работу. Его новые машины становились всё более совершенными. В 1928 году Сиерва на аппарате собственной разработки пересёк Ла-Манш, а в 1930 совершил перелёт Англия – Испания. Достоинства новой техники были столь неоспоримы, что автожирам нашлось место в армиях нескольких европейских стран.

Идея стала быстро развиваться. За несколько десятилетий маленький, лёгкий автожир превратился в современный вертолёт. Во всём мире огромное количество разнообразных вертолётов-геликоптеров работают не щадя винтов своих. Без этих машин невозможно себе представить современное небо. И безопасность полёта, более высокую, чем у своих крылатых собратьев, вертолёт сохранил и преумножил. Вертикальный взлёт, полёт на нулевой скорости, уверенная посадка на пятачок земли даже с неработающими двигателями. Заветная мечта Хуана де ла Сиервы стала привычной повседневностью.

Великий изобретатель прожил недолго. В 1936 году, в возрасте 41 года он разбился на автожире, совершая перелёт Лондон – Амстердам. По-правде говоря, и современные вертолёты не всегда удачно приземляются. Возможно, пора изобрести что-то новое?

Комментариев нет:

Отправить комментарий